• Главная
  • Новости
  • Строительные отходы или ОССиГ: откуда они берутся и что с ними делать

Строительные отходы или ОССиГ: откуда они берутся и что с ними делать

Строительные отходы или ОССиГ: откуда они берутся и что с ними делать
28 Октябрь 2022

Проблема вывоза и утилизации всевозможного мусора уже давно является одним из злободневных вопросов, особенно важным для крупных мегаполисов с высокой плотностью населения. Чтобы решить эту проблему, Правительство запустило широко известную мусорную реформу, которая с различной степенью успешности реализуется уже в течение трёх лет. Первым этапом реформы стало решение вопроса с твёрдыми бытовыми отходами и создание для этой цели сети мусорных операторов и соответствующей инфраструктуры.






На следующем этапе реализации реформы разработчики обратили внимание на проблему обращения со строительным мусором и на основного производителя таких отходов – строительные и дорожные компании. В рамках работы по реализации программы была введена в обращение новая замысловатая аббревиатура ОССиГ, которая расшифровывается как «отходы строительства, сноса и грунтов».

Основной проблемой при обращении с отходами при строительстве или дорожных работах, по мнению авторов реформы, является отсутствие нормативной и законодательной базы, чётких правил, норм и технических регламентов по обращению с образующимся при работе мусором. Брешами в нормативной базе нередко пользуются не слишком добросовестные подрядчики, поэтому сложившаяся ситуация настойчиво потребовала своевременного участия законодателей, надзорных и контролирующих органов.

Запуск АИС ОССиГ и её основные задачи

Столичными властями в рамках реформы была разработана и реализована автоматизированная информационная система под названием «Регулирование перемещения ОССиГ в г. Москва и Моск.Обл.», первоначально она использовалась в режиме тестирования и отладки, а с октября месяца 2021 года статус «для внутреннего пользования» у неё был отменен, и она стала доступна для сбора и структуризации сведений о перевозке, переработке и утилизации отходов строительства.

Также система аккумулирует все поступающие данные о результатах измерений веса и объёмов мусора, с учётом которых должен производиться впоследствии расчёт мероприятий по строительству новых объектов в городе.

Получение и систематизация достоверных данных об объёмах строительных отходов, об их местонахождении и состоянии позволяют добиться решения задач, для которых, собственно, и была задумана эта система:

  • Наведение порядка в сфере обращения и переработки строительных отходов.
  • Оперативная выдача разрешительных документов на перемещение ОССиГ.
  • Формирование и развитие рынка вторичного сырья.
  • Обеспечение стабильной загрузки мощностей перерабатывающих предприятий.
  • Исключение образования несанкционированных свалок строительных отходов.

Участники процессов, связанных со строительным мусором

Современное законодательство достаточно чётко определяет статус участников процесса, разделяя их на три основных категории.

Отходопроизводители – к этой группе отнесены любые организации (как коммерческие, так и некоммерческие), а также предприниматели, побочным результатом деятельности которых является образование строительных отходов. Законодательство обязывает подобные предприятия иметь специальные места для сортировки отходов, а захоронение подлежащих переработке материалов не допускается.

В соответствии с действующими законодательными нормами входящие в данную категорию субъекты имеют право привлекать для вывоза и утилизации отходов сторонних исполнителей, у которых имеются законные основания для осуществления такого рода деятельности.

Как и все другие субъекты хозяйственной деятельности, отходопроизводители имеют круг обязанностей, в который входят следующие:

  • Организация и техническое оснащение контрольно-измерительных пунктов (или сокращённо КИП), на которых производится замер и документирование объёмов строительных отходов.
  • Осуществлять учёт собранного, вывезенного и утилизированного средствами предприятия мусора.
  • Определять степень опасности перевозимых отходов строительства и принимать надлежащие меры при обращении с ними.
  • Соблюдать при осуществлении хозяйственной деятельности все нормы и предписания по перемещению и обращению с ОССиГ.
  • Своевременно передавать в Сводный кадастр отходов производства и потребления сведения, касающиеся обращения с ОССиГ.

Отходоперевозчики – как следует из названия этой группы, в неё входят предприятия и предприниматели, которые осуществляют вывоз строительного мусора со стройплощадок и других аналогичных объектов.

Действующее законодательство достаточно строго регламентирует требования к используемым при осуществлении такой деятельности транспортным средствам и спецтехнике. В частности, такой транспорт должен быть предназначен именно для перевозки строительного мусора. Ещё одно непременное требование – наличие на транспортном средстве системы для спутниковой навигации, которая будет осуществлять отслеживание маршрута следования машины и передавать в реальном времени данные в систему АИС ОССиГ.

Транспортировка также должна осуществляться при строгом соблюдении норм обращения со строительным мусором – например, в случае, если перевозятся открытые контейнеры, они должны быть накрыты тентом. А у водителя транспортного средства должны быть под рукой паспорта класса опасности на перевозимые отходы. В случае несоблюдения перевозчиком или его персоналом норм действующего законодательства в отношении руководителя предприятия или отдельных сотрудников могут применяться меры административного или уголовного наказания.

Отходополучатели – ещё одна группа, в которую входят организации, специализирующиеся на сборе строительных отходов, их сортировке, обезвреживанию или утилизации. Помимо актуальных в настоящее время нормативно-правовых актов при осуществлении деятельности такими компаниями должны соблюдаться и современные природоохранные стандарты и нормы.

Учёт и документирование объёмов поступающего строительного мусора также являются обязанностью компании-отходополучателя. Для этого предприятие на своей подведомственной территории должно соответствующим образом оборудовать контрольно-измерительные пункты. Ещё одна обязанность – организация подъездных путей к комплексам для приёмки строительных отходов, оборудование специальной площадки для мусоровозов и организация схемы их перемещения по территории объекта.

Организацию самого пункта приёма строительных отходов предприятия или индивидуальные предприниматели, выступающие в роли отходополучателей, обязаны согласовать в соответствующем комитете Правительства Москвы. На официальном сайте подмосковного Министерства экологии имеется актуальный список получателей строительных отходов, информация в котором регулярно обновляется.

Для чего требуется регистрация в системе АИС ОССиГ

Все три категории и подкатегории юрлиц, участвующих в процессе обращения с отходами строительства или дорожных работ, в обязательном порядке должны регистрироваться в автоматизированной системе «Регулирование перемещения ОССиГ в г. Москва». Сама процедура регистрации предприятия выполняется в соответствии с порядком, утверждённым столичным Департаментом строительства.

Использование данной системы и непременная регистрация в ней всех субъектов делает деятельность всех без исключения участников этого процесса прозрачной, контролируемой и подлежащей регулированию. Для того, чтобы пройти регистрацию, хозяйственному субъекту необходимо будет предварительно оформить по соответствующему стандарту квалифицированную электронную подпись.

После этого необходимо зарегистрироваться на официальном портале Правительства Москвы или использовать онлайн-сервис Госуслуг для захода в личный кабинет. После этого станет доступной пошаговая инструкция для пользователя, следование которой поможет завершить регистрацию.

Оборудование площадок для строительных отходов и КИП

Сразу отметим, что у части строительных организаций есть возможность воспользоваться деньгами из столичной казны для организации контрольно-измерительного пункта на своей стройплощадке. Для этого работы на площадке должны выполняться в рамках госзаказа. Установка и оснащение КИП является непременным условием для регистрации строительного объекта на автоматизированном информационном портале.

При пропуске транспортных средств контрольно-пропускной пункт выполняет следующие функции:

  • Изменение веса и объёма вывозимых мусоровозом строительных отходов.
  • Фиксация государственного регистрационного номера транспортного средства.
  • Фиксация результатов замера с использованием фото- и видеозаписи во время выезда мусоровоза со строительной площадки.

Порядок складирования строительных отходов и требования к площадкам, которые для этого используются, также достаточно жёстко регламентируются. Помимо требований федерального законодательства такие объекты должны соответствовать и региональным нормативно-правовым актам.

Одними из основных требований для организации полигонов для складирования остатков строительных конструкций, мусора или грунтов являются следующие:

  • Ограждение по всему периметру с освещением – для предотвращения несанкционированного проникновения.
  • Принятие мер для исключения попадания вредных компонентов в состав почвы или грунтовых вод.

Преимущества работы системы по учёту ОССиГ

Для всех участников рассмотренных выше хозяйственных процессов, связанных с отправкой, перевозкой и утилизацией отходов строительства, регистрация в такой системе предоставляет определённый ряд преимуществ:

  • Оперативное и полностью безопасное решение любых проблем при транспортировке отходов со строительных объектов.
  • Минимальное время для поиска подрядчика и пункта приёма мусора.
  • Исключение риска взаимодействия с недобросовестными исполнителями или нелегально работающими перевозчиками.
  • Строгое соблюдение требований действующего законодательства и исключение риска штрафных санкций.
  • Сокращение количества незаконных свалок отходов в городской черте и в пригороде.
  • Создание дополнительных условий для формирования отрасли переработки и реализации вторичного строительного сырья.

назад